«Поляна сказок» — это уникальный музей скульптур на сказочные темы под открытым небом, единственный не только в Крыму, но и в Украине, созданный в 1970 году. Но история создания этого своеобразного музея началась намного раньше. Еще в 1923 году московский инженер-нефтяник Павел Павлович Безруков, тяжело заболев туберкулезом, вынужден был временно покинуть Москву. В надежде на выздоровление он приехал на Южный берег Крыма. Побывав в разных местах, Павел Безруков понял, что лучше всего ему дышится в горном лесу, богатом фитонцидами, в окрестностях Ялты. Он поселился у подножья живописных гор, близ водопада Учан-Су и скалы Ставри-Кая на лесной поляне. Чудодейственный крымский климат исцелил его. После войны, уже в зрелые годы, он вернулся на «свою Поляну», и, как бы в благодарность волшебнице-природе, превратил ее в сказочный мир.

Художественно одаренный, не имея специального образования, но наделенный богатой фантазией и образным мышлением, он начал создавать в дереве и других материалах сказочные скульптуры, которые размещал тут же, около его, построенного своими руками, домика. Рядом появилась избушка Бабы Яги, весело зашагали по полянке дружные Боб, Лапоть и Соломинка. Огромная голова Великана охраняла этот сказочный мир, где могучий Тарас Бульба, коварный Черномор и веселый Буратино как бы ожили под руками талантливого мастера. Эти скульптуры были наивны, они вызывали ассоциации с народным творчеством, лубочными картинками, но в них было много тепла, искренности и доброго юмора. Жители Ялты и ее гости с интересом посещали этот сказочный уголок, назвав его «Поляной сказок». В 1960 году эта «Поляна» была уже сформирована и начала свою недолгую жизнь. К сожалению, работы народного умельца не сохранились, так как в в начале 1970 года «Поляна сказок» была уничтожена. 

За время существования «Поляны» она стала любимым местом отдыха ялтинцев и гостей города, которые не смогли смириться с ее ликвидацией. Настойчиво зазвучали голоса в ее защиту. Под натиском общественного мнения Ялтинский горисполком принял решение о создании на этом месте музея сказок. Крымский союз художников дал задание местным скульпторам готовить скульптуры-образы сказочных персонажей. Пригласили и народных умельцев. Была благоустроена территория. Вновь созданная «Поляна сказок» стала отделом Ялтинского краеведческого музея.

31 июля 1970 года была официально принята экспозиция «Поляны сказок», а 1 августа сюда уже пришли первые посетители.

Как филиал Краеведческого музея «Поляна сказок» просуществовала 19 лет — до 1989 года. Именно на это время приходится самая активная и плодотворная работа по формированию и пополнению экспозиции.

Для создания первой экспозиции были привлечены в основном скульпторы-профессионалы из Симферополя и Ялты. Их работы и сейчас составляют основу некоторых тематических разделов современной экспозиции. Л.С. Смерчинский, который все свое творчество посвятил созданию героических образов советских воинов, специально для «Поляны» изваял одно из самых монументальных произведений «Иван-крестьянский сын», где богатырь, олицетворяющий силу русского народа, попирает побежденного и поверженного шестиглавого змея. Эта патриотическая тема затем нашла свое продолжение в таких же величественных и монументальных работах заслуженного художника РСФСР, ялтинского скульптора И.П. Шмагуна — «Святогор», «Боян», «Стражи» (1976 год). Музей создавался прежде всего для детей, поэтому образы наиболее любимых детьми сказок были воплощены в скульптурах. Выполненные в твердом материале (бетон, диоритовая и мраморная, крошка, медь) они хорошо сохранились до настоящего времени. Детей радует встреча с Буратино (И. Смерчинская), Доктором Айболитом (Д. Журавлев), Василисой Прекрасной (Н. Солощенко), Тремя поросятами (Е. Максименко), Тремя медведями (Ф. Алещенко) и другими героями сказок.

Большое участие в создании музея принял замечательный мастер Ю.С. Сахаров, скульптуры которого виртуозны по технике обработки дерева. Удивительная пластичность форм придает им особую музыкальность. Его «Аленушка» первой появилась на «Поляне». Тогда же в начале 70-х годов прошлого века Сахаров выполняет еще целый ряд работ из дерева, 14 из которых в современной экспозиции создали отдельный тематический раздел. В тщательно отточенном, отполированном дереве скульптор сохраняет и выявляет естественную красоту цвета, поэтому светящийся янтарный граб, розовая слива, красноватый кипарис, густой темно-коричневый бакаут, золотистая верба и множество разных оттенков клена, каштана, карагача, из которых вырезаны скульптуры, создают необычную «палитру», радующую глаз и заставляющую удивляться богатству природы.

Рядом со скульптурами Сахарова, как бы излучающими свет и тепло дерева, произведения флориста М.А. Чиликова поражают богатством фантазии и умением в сухих отживших свой век деревьях, сложных по конфигурации искривленных стволах, всевозможных наростах на них, в причудливом переплетении корней и ветвей угадать сказочно-фантастические образы. Как каждый флорист, Чиликов умело обобщал и дополнял то, что было создано уже самой природой, превращая омертвевшие куски деревьев в героев сказок, легенд, былин. Чиликов был одним из первых флористов, чьи работы украсили «Поляну сказок».

Необычное и оригинальное решение главного входа в музей было предложено ялтинским скульптором В.А. Норохом. По его проекту и эскизам в 1972 году самим автором совместно со скульптором С.Т. Федоровым были вырезаны в дереве высокие фигуры витязей, образовавших ограду — надежную защиту сказочного городка, где добро побеждает зло, торжествует справедливость и всепобеждающая любовь. Эти «витязи прекрасные» стали визитной карточкой «Поляны».

«Поляну сказок» создавали не только крымчане. Из разных мест большого Советского Союза поступали работы. В 70-80 годы для этого уникального музея заказывались и закупались работы не только областным управлением культуры, но и Министерством культуры УССР и Министерством культуры СССР. Киевляне порадовали разнообразием техник и материалов, из которых создавались скульпторы: оргстекло («Ивасик-Телесик» С. Кошелев), майолика («Руслан и Людмила» его же), гальванопластика («Лилея» В. Дьяченко). В 1972-1973 годах на «Поляну» через Министерство культуры СССР были доставлены из Москвы великолепные скульптуры, выполненные в металле — «Балда и черт» Д. Митлянского, «Гуси-лебеди» А. Романовской, «Птица Сирин» отливка с работы С.Т. Коненкова, «Лиса и журавль» А. Кирилловой. Из Харькова прибыли веселые гномики с Белоснежкой (1976 год, В. Розеншейн), из далекого Первоуральска — серия флористических работ с выставки «Лесов Сибири подаренье» народного умельца М. Храмцова. Даже скульпторы союзных республик откликнулись на предложение принять участие в формировании такого необычного музея. Из красивого темно-красного туфа в технике национальной резьбы по камню по мотивам армянской сказки сделал свой монументальный двухсторонний рельеф ереванский скульптор Г. Казарян, а литовский мастер К. Жлабис тоже в национальных традициях вырубил в камне образ громовержца — Пяркунаса.

В начале 1980 годов создаются целые экспозиционные композиции и комплексы. Это «Теремок» с его обитателями и «Славянское поселение» с семью братьями Симеонами (по одноименной сказке) и «Капищем славянских богов» (С. Федоров). Большую галерею сказочных образов создала талантливый народный мастер из Алупки Т.С. Марьина. Ее флористические скульптуры и аппликации очень своеобразны, отличаются своими выразительными средствами от работ Чиликова и других флористов.

В 70-80-е годы на «Поляне сказок» устраиваются большие стационарные выставки. Первую такую выставку в 1973 году организовал замечательный мастер-флорист М.А. Чиликов. 50 своих работ он объединил одним названием «Сказки крымского леса», а через 10 лет, в 1983 году он привез из Симферополя вторую, не менее интересную выставку «Природа и фантазия», на которой было представлено 30 скульптур. В 1986 году показала свои работы Т.С. Марьина — 24 аппликации и 17 скульптур. Произведения каждого из этих флористов очень индивидуальны и неповторимы. Их можно назвать второй жизнью дерева.

Уже к 1975 году в основном была сформирована «Поляна сказок», она стала новой достопримечательностью Ялты и местом любимого отдыха жителей. Это проявилось в бурном росте посещаемости. В первые месяцы функционирования «Поляны» посетителей было не много. Вот запись сотрудников 28 октября 1970 года: «Ходит на «Поляну» мало людей — по 100 человек в день, не более».

Постепенно популярность «Поляны» росла. Уже в середине 70-х годов огромные очереди выстраивались у кассы: небольшая «Поляна» не могла вместить сразу всех желающих. Был разработан четкий график приема посетителей: через каждые 5 минут группа, организованная у кассы, в сопровождении экскурсовода входила на «Поляну». Сейчас в архиве музея хранятся отпечатанные типографским способом «Графики экскурсий по «Поляне сказок», где на каждые пять минут предусматривалась запись очередной экскурсии. А так как первая группа в зимний период входила в 9.00, а последняя в 17.15 (продолжительность экскурсии 45 минут), то в день «Поляна» принимала до 99 групп. Летом прием экскурсионных групп увеличивался на 3 часа, таким образом, в день могло проходить до 130 экскурсионных групп. В среднем от 2 до 2,5 тысяч человек ежедневно посещали «Поляну сказок» в летний период. Конечно, этот «музейный бум», свойственный концу 70-х — началу 80-х годов, ушел в прошлое, но и сейчас посещаемость «Поляны» большая — в среднем в год в музей приходит до 150 тысяч посетителей.

Уникальность «Поляны», главное ее отличие от других музеев, заключается в ее удивительно красивом местоположении: в лесу, на северо-восточном склоне горы Могаби. С «Поляны» открывается прекрасный вид на обрывистые склоны главного хребта Крымских гор, на водопад Учан-Су, скалу Ставри-Кая. Эта красота окружающей природы является мощным положительным энергетическим и эстетическим фоном, придающим «Поляне сказок» необычайную привлекательность. Главная задача экспозиционеров состоит в том, чтобы органично включить каждую скульптуру в окружающий ландшафт. Исходя из этого, созданы разные разделы экспозиции. В части нетронутого густого леса находится «Царство Бабы Яги»; в этот «Сказочный лес» помещены скульптуры Бабы Яги и избушка на курьих ножках и многочисленные флористические работы, которые буквально сливаются со стволами деревьев, составляя как бы одно целое с диким лесом. На участке более разреженном от деревьев разместилось «Славянское поселение» и семь братьев Симеонов. У прудка — Водяной, Русалочка, Буратино на черепахе, Балда, мутящий воду веревкой, чтобы получить оброк с чертей. У опушки леса вырос Теремок с его обитателями. Относительно ровное пространство без большого количества деревьев превращено в полянки, на которых хорошо просматриваются скульптуры. Для каждой скульптуры выбирается наиболее удачное место среди зелени. Так, например, «Лилея» с плавными, музыкальными линиями объема хорошо «вписалась» под развесистой ивой. Сцена прощания Маугли с пантерой Багирой размещена у «выхода» из лесных зарослей. «Черномор» спрятался в густой зелени...

Музей, прежде всего, рассчитан на детскую аудиторию. Поэтому помимо традиционной экскурсии, проводимой в музее в нее включено представление с живой Бабой Ягой, а в летний период функционирует летний театр, где можно каждый час увидеть представления клоунов, пиратов, русалочек, а также кукольный спектакль.